АО «Фирма ТВЕМА» на дорогах Европы и Азии
О необходимости внедрения перспективных средств и технологий диагностики инфраструктуры на железных дорогах СНГ и дальнего зарубежья, которые позволяют существенно улучшить условия обеспечения безопасности движения поездов и эксплуатационные характеристики инфраструктуры, пойдет речь в материалах статьи генерального директора ЗАО «Фирма ТВЕМА», к.т.н. Владимира Федоровича Тарабрина и заместителя генерального директора ЗАО «Фирма ТВЕМА», заслуженного работника транспорта Российской Федерации Виктора Михайловича Бугаенко.
Занимая ведущие позиции по оснащению современными средствами диагностики инфраструктуры железных дорог в России (более 250 мобильных средств и 2000 съемных), ЗАО «Фирма ТВЕМА» ведет активную работу с железными дорогами СНГ и дальнего зарубежья.
Доля средств диагностики производства ЗАО «Фирма ТВЕМА» в России составляет 75% парка, в Казахстане 50% и 40% в Украине. Также произведена поставка съемных средств диагностики, вагона-дефектоскопа в Монголию, диагностического комплекса дефектоскоп-путеизмеритель МТКП в Армению. Компания ЗАО «Фирма ТВЕМА» основана в 1989 году. Постоянный поиск новых технических решений и совершенствование диагностической продукции, наращивание объемов поставки потребовали развивать производство, менять структуру.
В 2008 году открыто представительство в Украине «ТВЕМА-Днiпро», г. Киев.
В 2009 году на производственной базе компании в Москве организовано негосударственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки специалистов технической диагностики» и представительство в Германии, г. Берлин.
В 2011 году открыто представительство в КНР «TVEMAHK, Ltd», г. Гонконг.
В России действует 5 региональных филиалов.
Оборот ЗАО «Фирма ТВЕМА» достиг в 2012 году почти 3,5 млрд рублей, число сотрудников составило 350 человек.
В настоящее время ведутся переговоры по развитию сотрудничества с традиционными потребителями: железными дорогами Казахстана, Украины, Монголии, проявляют большой интерес транспортники Узбекистана, Азербайджана.
Отличительной особенностью работы ЗАО «Фирма ТВЕМА» с зарубежными партнерами является предоставление возможности в реальных условиях железных дорог ознакомиться с новейшими разработками.
Например, в 2011 году получен сертификат соответствия – Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте России (ФБУ «РСФЖТ») на вагон-дефектоскоп четвертого поколения ВД-УМТ-1. А в августе 2012 года один из первых трех вагонов этой серии, поставляемых на самые сложные дороги России: Свердловскую, Красноярскую и Забайкальскую, по просьбе руководства АО «НК «КТЖ» «Казакстан Темир Жолы» был направлен для проведения испытаний в условиях казахских железных дорог.
Вагон ВД-УМТ-1 разработан с учетом принятой в России программой перехода к преимущественному использованию мобильных средств контроля рельсов вместо съемных дефектоскопных тележек, сокращению их количества примерно в два раза. Вагон обеспечивает работу в диапазоне температур от –50 до +50 градусов Цельсия, оснащен восемнадцатиканальным дефектоскопом «ЭХО-КОМПЛЕКС-2», бесконтактной центрирующей, усиленной намагничивающей видеосистемами. Первые месяцы работы трех вагонов на дорогах России показали выявляемость дефектов на 1000 километров проверенного пути в 1,5–2 раза выше типовых вагонов. Один вагон позволяет заменить до 15 съемных тележек, высвободить до 60 операторов и сопровождающих монтеров пути.
При проведении испытаний в Казахстане в период 27–31 августа 2012 г. на участках нечетного и четного пути Астана-К-Боровое-Астана АО «НК «КТЖ» было проверено 552 километра пути, выявлено 37 опасных для движения поездов дефектов рельсов, подтверждены технические характеристики вагона комиссией казахских специалистов.
В ноябре 2011 года прошли на Российских железных дорогах приемочные испытания аппаратно-программного комплекса автоматизированной расшифровки и анализа данных средств неразрушающего контроля «АСТРА». А в начале 2012 года первые образцы комплекса были введены в опытную эксплуатацию в центре диагностики и вагоне-дефектоскопе Укрзализныци в Украине.
Комплекс «АСТРА» обеспечивает в автоматизированном режиме:
– расшифровку измерительной информации, поступающей от различных средств НК в режиме реального времени;
– оценку состояния рельсового хозяйства, заполнение специальных форм учета ПУ-32д;
– проведение паспортизации рельсов и элементов стрелочных переводов;
– оценку работы средств диагностики и технологии контроля;
– подготовку результатов контроля для дальнейшего анализа в автоматизированной системе «КАСКАД»;
– обучение персонала в процессе работы.
Внедрение АПК АСТРА на дорогах Украины, в Московском метрополитене, на сетевой путеобследовательской станции ЦДИ и Юго-Восточной ж.д. ОАО «РЖД», обработка данных дефектоскопии при испытаниях российского мобильного дефектоскопа в Германии на испытательном пути с моделями дефектов показали высокую достоверность расшифровки дефектограмм.
Производительность обработки дефектограмм более 100 км в час, что в несколько раз превышает нормативы для ручной расшифровки. Обработано более 20 тысяч километров проверенного пути с автоматическим заполнением всех отчетных форм. Выявлено 78 опасных дефектов рельсов. За все время эксплуатации АПК АСТРА дополнительных опасных дефектов при ручной расшифровке не выявлено.
В декабре 2012 года произведена презентация новейшей диагностической техники, разработанной ЗАО «Фирма ТВЕМА», в ГАЖК «Узбекистонтемирйулари» Узбекистана с выездом ведущих специалистов компании в Ташкент. Намечены пути развития сотрудничества, рассмотрены технические вопросы участия в тендерах на поставку диагностической техники.
Высокий уровень современных средств диагностики, освоенных в производстве ЗАО «Фирма ТВЕМА», подтверждается не только рядом дипломов, полученных на международных выставках в 2012 году в Берлине, Пекине, Стамбуле, а также сотрудничество с ведущими европейскими фирмами. Нашими партнерами являются MERMEC Италия, DB Германия, ScanМаsтеr Израиль, Институт Fraunhofer Германия.
В сентябре 2012 года после демонстрации на международной выставке железнодорожной техники InnoTrans-2012 в Берлине проведены испытания лаборатории дефектоскопной ЛДМ на комбинированном ходу на базе автомобиля Land Rover на контрольном тупике ДВ в г. Kirzhmoser. Специалисты DB Systemtechnik отметили общий высокий уровень технологий и качества записи, а также и тот факт, что лабораторией дефектоскопии ЛДМ были обнаружены два искусственных дефекта, которые не диагностируются другими средствами дефектоскопии, проходившими аналогичные испытания.
ЗАО «Фирма ТВЕМА» выиграла в 2012 году тендер на поставку оптических систем для высокоскоростного диагностического поезда DB Германия.
Успешно продвигаются переговоры по поставке диагностической техники на железные дороги и в метрополитен Китая. Особый интерес Китайской стороны вызвал самоходный диагностический комплекс «Север» для контроля рельсов и геометрии рельсовой колеи и съемный автоматизированный комплекс натурного осмотра пути «АКНОП».
Предприятие сертифицировано на соответствие стандартам Системы Менеджмента Качества ISO 9001 и Международному Стандарту Железнодорожной Промышленности IRIS.
Залогом успеха в работе сложнейшей диагностической техники, предназначенной для мониторинга состояния инфраструктуры и обеспечения безопасности движения поездов, является квалифицированный персонал.
Потребность в обучении специалистов огромная. Упомянутый выше НОУ ДПО «Центр подготовки специалистов технической диагностики» за 3 года провел повышение квалификации и подготовку более 900 человек. С 2012 года обучение ведется по 11 специальностям. Обучено в 2012 году 680 человек. В том числе на специальном курсе по неразрушающему контролю рельсов для руководителей инфраструктуры, начальников и главных инженеров служб пути, центров диагностики, дистанций пути прошли обучение 232 руководителя. Обучение ведется в компьютеризированных аудиториях, с применением обучающих программ.
Практические занятия проводятся непосредственно на сборочных площадках производственной базы и в специально оборудованном учебно-лабораторном мультимедийном комплексе. В комплексе имеется путь из рельсов развернутой длиной 72 метра с естественными и моделями минимально выявляемых дефектов рельсов, 9 мультимедийных экранов, все типы новых средств диагностики, действующие испытательные стенды, ведется видеотрансляция учебного процесса, проводятся научно-исследовательские работы.
Преподавателями являются ведущие специалисты дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», научно-исследовательских и учебных институтов, фирм – разработчиков диагностической техники, в том числе 2 доктора технических наук и 5 кандидатов технических наук.
В учебном центре прошли подготовку специалисты технической диагностики Армении, Казахстана, Монголии, Украины, которые отметили высокий уровень организации и качества подготовки специалистов.
Как показывает опыт взаимодействия ЗАО «Фирма ТВЕМА» и железных дорог стран СНГ, совместные усилия по развитию системы диагностики пути, железнодорожной инфраструктуры позволили в последние годы существенно улучшить условия обеспечения безопасности движения поездов и эксплуатационные характеристики инфраструктуры.
Надеемся, что взаимовыгодное сотрудничество позволит нам вместе идти в ногу с техническим прогрессом и мировыми тенденциями современного развития железнодорожного транспорта.
© Евразия Вести IV 2013